315-й боевой вылет майора Мясникова. Тяжелый сентябрь - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

315-й боевой вылет Майора А. Ф. Мясникова

Тяжёлый Сентябрь 1941 года.

11 Сентября 1941 года. Из книги И. А. Каберова, стр. 137:

"Казалось, невозможно представить себе более трудный день, чем вчерашний, который так обессилил нас. Но прошла ночь, и всё как бы началось сначала. Четверг 11 Сентября 1941 года был ничуть не легче среды, даже, может быть, тяжелее. Опять мы прикрывали наши войска в районе Пушкина, Красного Села и Красного Бора. И снова армады "Юнкерсов" шли к линии фронта бомбить наши войска, а мы не давали им прицельно бросать бомбы и вели нескончаемые бои с "Мессерами".

Коротки, очень коротки были перерывы между вылетами. В эти минуты каждый из нас испытывал одно желание - полежать под крылом истребителя, накопить силы для очередного боя. Обычно лежишь и с минуты на минуту ждёшь - вот сейчас раздастся знакомый хлопок сигнальной ракеты. А когда он прозвучал, стараешься, как можно быстрей сесть в кабину, запустить мотор и уйти ввысь, навстречу врагу. От 5 до 7 вылетов сделал в тот день каждый из наших истребителей. А сбить удалось только 2 вражеских самолёта - "Юнкерс-87" и "Хеншель-126".

"Юнкерс-87" был сбит нашим командиром Владимиром Халдеевым, а эта "каракатица" - "Хеншель-126" - мной и Костылевым".

Из письма А. Ф. Мясникова жене:

"Пока жив и здоров, думаю так и продолжать. Эпизодов каждый день тысяча, но исходы пока благополучные. Тяну сейчас крепко плечом, чтобы вернуть положение и ранги. Ты скажешь это мелочь, а для меня это многое".

13 Сентября 1941 года. Из книги И. Каберова, стр. 146:

"Моросит мелкий, точно пропущенный сквозь сито, нудный дождь. С залива дует холодный, порывистый ветер. Он зло срывает с кустов последние листья, и они летят над аэродромом, устилают влажную землю. Ещё вчера так ярко светило солнце и было так тепло !   А сегодня уже настоящая осень. Грицаенко и Алферов открыли капот, тщательно осматривают самолёт. Идёт подготовка к выполнению очередного боевого задания. Я выхожу из кабины, разминаю уставшие в полёте ноги. А дождь всё идёт и идёт... Я прихожу в землянку. Ребята уже спят на нарах. Пристраиваюсь в ногах у Костылева и устало закрываю глаза. Сегодня многие из нас уже сделали по 5 боевых вылетов. И каждый раз одна и та же задача - прикрытие войск в районе Пушкина и Пулкова. Говорят, там, на земле, идёт ожесточённое сражение. Лётчикам - истребителям в эти дни редко приходится действовать на малых высотах. И нам далеко не ясно, что делается внизу. Но по частым вспышкам артиллерийских выстрелов то с одной, то с другой стороны, по пыли, поднимаемой танками, по многочисленным пожарищам мы почти точно определяем, где проходит линия фронта. Представляю себе, как тяжело приходится нашим товарищам - бойцам и командирам наземных войск там, на этой огненной черте...

Тревожные мысли не дают уснуть. - Ты что примостился в ногах ? - Костылев смотрит на меня заспанными глазами. - Иди, ложись к нам. Места всем хватит. - Спасибо, Егор. Я лучше пройдусь...

Выхожу осторожно, чтобы не разбудить ребят, прикрываю дверь землянки, и в этот момент оглушительный, громоподобный звук прокатывается по аэродрому. Столб огня и земли высотой до крыши поднимается возле ангара. Не прошло и 10 секунд, как последовал новый взрыв. Скорей к самолёту !   Вместе с техником и мотористом смотрю на фонтаны земли, взлетающие то там, то тут. Смотрю и не понимаю, что происходит. - Уходите в укрытия ! - кричит кто-то. - Обстрел ! - Какой обстрел, откуда ? - спрашивает Грицаенко. - Из Ропши, должно быть, - соображаю я. - Отсюда до переднего края 6 километров... Вы вот что - быстро по щелям... Мне надо в землянку...

Мясников и Кондратьев.

Но не успел я добежать до неё, как пронзительный свист над самой головой вынудил меня броситься на землю. Снаряд разорвался в кустах за стоянкой. Я встал. Мои руки, одежда - всё было в липкой глине. Но не успел я стремительным рывком нырнуть в землянку, как новый снаряд оглушительно разорвался метрах в 5 от неё. Опять пришлось плюхнуться в грязь... Наконец я в землянке. Ещё от дверей слышу голос адъютанта. Он объявляет приказ командира полка:

- Всему лётному составу через 20 минут покинуть аэродром. Посадка на запасном аэродроме. Взлёт по готовности самостоятельно.

Самолёты под обстрелом покидают Низинский аэродром. Фашисты ведут огонь с интервалами, неодинаковыми по времени. Воспользовавшись паузой, я выруливаю из укрытия. Надо успеть взлететь до очередного выстрела. Даю полный газ. Истребитель прямо со стоянки, поперёк аэродрома, идёт на взлёт. Впереди видны комья вывороченной земли. Пытаюсь обойти воронку, но уже поздно. Тяну ручку управления на себя. Самолёт взмывает, и я, с трудом удерживая его в воздухе, перескакиваю через воронку. Сильный мотор уводит машину от земли. Но впереди новое препятствие - самолёты соседней эскадрильи. Нажимаю на кнопку уборки шасси, и истребитель, подобрав под себя колёса, благополучно проносится над стоянкой. Слева занятая противником Ропша. "Прижимаю" машину к лесу и, набрав скорость, разворачиваюсь на обратный курс.

Три зенитных разрыва неожиданно впечатываются в воздух перед самым носом истребителя. Выходит, вражеские наблюдатели уже заметили меня. Почти над самыми макушками деревьев ухожу к заливу. Город на Неве одет густой дымкой. Его почти не видно. До свидания, Низино !   Прости нас, Ленинград !   Мы, твои солдаты, только временно оставляем боевой рубеж. Мы уходим из Низина, но мы с тобой. И мы до последнего дыхания будем защищать тебя, наш героический город !.."

14 Сентября 1941 года. Из книги И. Каберова, стр. 151:

"Штаб полка и авиационные техники прибыли на новый аэродром поздно ночью. Однако никакого перерыва в боевой работе не произошло. Утром истребители, как обычно, были подняты в воздух. Под нами был Финский залив. В тот ранний час ни единый корабль не бороздил его воды. Свинцовые волны, гонимые северным ветром, бились о берег, оставляя на нем кружево пены. Эта белая полоса тянулась вдоль всего южного побережья. Внимательно всматривался я в тревожное ленинградское небо. Время от времени взгляд невольно тянулся в сторону Петергофа, оставленного нами Низина, разрушенной и сожжённой фашистами Ропши. На северной стороне её полыхал большой пожар. Казалось бы, и гореть уже было нечему, и всё же что-то горело. Фашистские войска в районе Ропши перешли в наступление и рвались к заливу... В воздухе нас пятеро: Мясников, Халдеев, Широбоков, Костылев и я. Ведёт группу Старший лейтенант Мясников. Он на своем "Яке", как Чапай на лихом коне, держится впереди. Взят курс на Пулково, на Пушкин. Там идут решающие сражения за Ленинград. И именно там нам предстоит прикрывать наземные войска от авиации противника. Восточнее Пушкина разрастаются 2 очага пожара. Горит что-то и в Красном Селе. Бой идёт близ Пулковских высот. Из кабины самолёта мне хорошо видны вспышки артиллерийских выстрелов. Это совсем недалеко от Ленинграда...

Но где же фашистские самолёты ?   Они обычно висят здесь с утра до вечера. То, что их на этот раз нет, настораживает. Мясников то и дело кренит свой самолёт то в одну, то в другую сторону. Его тоже беспокоит это затишье в воздухе. Захватив Гатчинский аэродром, фашисты получили возможность в любую минуту появиться над линией фронта. Машина Мясникова делает вдруг резкий бросок в сторону. Костылев и я следуем за ней. Огненный пунктир пересекает наш строй. Четвёрка "Мессеров" безрезультатно атакует нас и "горкой" уходит в синеву неба. Провожаю их взглядом и, кажется, впервые замечаю, как зловеще выглядят фашистские самолёты. Жёлтые концы крыльев, а на них чёрные с белой окантовкой кресты. Что-то гадкое, змеевидное. Зазевался - ужалит. "Мессеры" уходят. Такая уж у них тактика. Подкрался, ударил, а в случае неудачи - скорей вверх. Там, вверху, безопасней. Вот и будут теперь кружить, как ястребы, и выслеживать добычу. Не дай бог кому-нибудь из нас оторваться от группы или зазеваться на секунду. Тут уж они все набросятся на одного. Но мы тоже набираем высоту, и сами навязываем им бой.

Самолёт Me-109F-2.

Со стороны солнца появляется ещё четвёрка вражеских истребителей. Я сразу же замечаю их. Теперь у нас светофильтровые очки, и солнце нам не помеха. Сообщаю о второй группе "Мессеров" Мясникову, и он сразу же кидается на них. Пятёрка наших и восьмёрка фашистских истребителей закружились в вихре воздушного боя. Под нами идёт группа штурмовиков под прикрытием "Чаек". Пара "Мессеров" пытается атаковать их.

- Игорёк !.. - успевает крикнуть Егор.

Я понимаю, что он имеет в виду, и бросаюсь за "Мессерами". Между тем им дают отпор "Чайки". Ведущий Ме-109, закручивая спиралью тянущийся за ним дым, падает. Второй, видя такое дело, пытается уйти вверх. Но тут подоспеваю я. Выбрав удобный момент, даю очередь. Фашист переворачивается и некоторое время летит на спине. Потом он принимает нормальное положение и вдруг, резко развернув самолёт, срывается в штопор. Я следую за ним, но огня не веду. Что будет дальше ?   Возможно, он имитирует падение. Егор рассказывал как-то, что гитлеровцы прибегают иногда к такого рода уловкам. И действительно, на высоте около 500 метров мой противник выводит самолёт из штопора и, набирая скорость, прижимается к земле. Ну нет, не ускользнёшь, сегодня мой верх !   Я даю полный газ и иду за "Мессером". Фашист резко кладет машину в разворот. Я тоже. Он делает "горку". А мне только это и надо. Нажимаю общую гашетку, и "Мессер", в последний раз качнув крыльями, опускает нос. Описав кривую, он ударяется о землю под самой Пулковской высотой. Яркое пламя и густой чёрный дым поднимаются к небу.

На полной скорости проношусь я над полем боя ниже Пулковских высот. Успеваю заметить скособочившийся в воронке танк с крестом, перевернутое орудие, многочисленные зигзаги траншей, перебегающих солдат. И все это вперемешку с пылью, с фонтанами взметённой снарядами земли. Пулковская высота, как пробудившийся вулкан, окутана дымом. Сквозь этот дым прорисовывается полуразрушенное здание обсерватории. Не занято ли оно противником ?   Такое чувство, что по мне с горы сейчас ударят. На всякий случай пригибаюсь к прицелу. Удастся ли пройти невредимым ?   Напрасная тревога !   В сизом чаду на развалинах главного корпуса виден красный флаг. Он вьётся на ветру, точно пламя, выбившееся из кратера вулкана.

- Наши Пулковские высоты !   Наши ! - кричу я в полный голос. - Они не пройдут ! - ору я во всю силу своих лёгких и, взяв ручку на себя, свечой ухожу в небо, туда, где ведут неравный бой мои друзья.

Ещё 10 минут - и он, этот бой, заканчивается. Набрав высоту и объединившись в группу, шестёрка Ме-109 разворачивается в сторону Гатчины. Мы ещё некоторое время охраняем район действия наших войск и, лишь получив специальную команду по радио, возвращаемся домой".

Из наградного листа: "14.09.1941 - Охрана войск в районе Красное Село - Пулково - Урицк - Володарское. В воздушном бою с самолётами противника "Ю-88", "Ме-109" и "Ме-110" в районе г. Пушкин группой сбили 1 "Ме-109".

Рассказ А. Ф. Мясникова в записи Н. Чуковского - "Круг":

"Однажды в Сентябре 1941 года Никитин, Руденко, Ткачёв, Халдеев и я отправились в сторону города Пушкина на охрану наших войск. Вдруг видим - со стороны Павловска на большой высоте к фронту идут 10 "Юнкерсов". Они шли значительно выше нас, и мы стали набирать высоту. "Юнкерсы" сразу повернули обратно, но, видимо, сообщили о нас по радио на свой аэродром. И нам навстречу вышли 18 "Мессеров". Нас было только пятеро. Силы противника превосходили наши больше чем в 3 раза. Мы построились в круг и стали ходить по кругу один за другим. У истребителя самое уязвимое место - хвост. В бою его хвост всегда должен быть защищён. Ходя по кругу, мы защищали друг другу хвосты. "Мессеры" предприняли контрманевр - они тоже построились в круг гораздо больший, и мы оказались внутри их круга. Этот круг состоял из 16 Ме-109, а 2 "Мессера" ходили вне этого круга, отдельно, вращаясь по ещё большему кругу и двигаясь в противоположном направлении. Эта пара была предназначена, как выражаются лётчики, для "расшифровки" нашего круга.

Внезапно эти "расшифровщики" устремились к нам и яростно атаковали Никитина, Ткачёва и Руденко. Те волей - неволей огрызнулись на них и, сражаясь, разрушили круг. Хвост самолёта Руденко оказался незащищённым. Только этого немцы и добивались. Сейчас же к Руденко сзади кинулись 2 Ме-109. Руденко это заметил. Но увернуться от нападения двоих ему было трудно. Он начал "крутить бочки", то есть переворачивать свой самолёт с крыла на крыло, чтобы в него труднее было попасть. Видя, какая опасность ему угрожает, мы с Халдеевым поспешили к нему на помощь. Я атаковал передний "Мессер", сбил его, и он рухнул на землю. Халдеев атаковал 2-й вражеский самолёт. Видя гибель своего товарища, тот оставил Руденко в покое и отошёл в сторону. Руденко был спасён. Но бой продолжался - бой 5-х против 17-ти. Мы опять построились в круг, однако кружиться без конца невозможно. Горючее у нас было уже на исходе. И мы, кружась, стали спиралью уходить к Ленинграду. Там на помощь к нам подоспели другие наши истребители, и мы благополучно вышли из боя, не понеся никаких потерь. На аэродроме Руденко готов был меня расцеловать.

- Я видел, что ты летишь ко мне на помощь, - сказал он, - а я "крутил бочки", чтобы выиграть время".

Из наградного листа:

"16.09.1941 - В районе Красное Село парой вели воздушный бой с самолётами противника "Ме-109". В результате воздушного боя сбит один "Ме-109". Подтверждено наземными войсками".

Этот бой, в котором лётчики - истребители Балтфлота выполняли свою основную задачу - защиту кораблей от вражеских бомбардировщиков и штурмовиков, описан несколькими участниками и очевидцами.

Из книги - воспоминаний В. Трибуца, стр. 106:

"16 Сентября на Кронштадт было совершено 2 налёта, в которых участвовало около 40 самолётов. Получили повреждения миноносцы "Сильный", находившийся на Восточном рейде, и "Грозящий", который был в доке, потоплена баржа у борта "Марата". Наши авиаторы дрались с фашистами в воздухе насмерть. Они смело шли на превосходящие по силам вражеские эскадрильи, врезались в их боевые порядки, уничтожали самолёты противника по частям. Флотским истребителям помогали артиллеристы 1-го зенитного артиллерийского полка флота, воины противовоздушной обороны Ленинграда. Но враг продолжал усиливать удары с воздуха".

Из книги - воспоминаний И. Каберова, стр. 160:

"Наши ребята сделали сегодня уже по 4 вылета и теперь отдыхают. Ефимов прилёг прямо под крылом самолёта на разостланной техником куртке. Костылев ушёл в наш капонир. Мясников, Львов и Халдеев с мыслью "прихватить минут по 60 на каждый глаз" устроились в землянке. Я же решил дождаться очередного вылета прямо в кабине и тоже прикорнул малость. Но недолог сон лётчиков. Вскоре над стоянкой взвиваются 2 зелёные ракеты. - Вылет ! - кричат всполошившиеся техники, едва успевшие заправить самолёты. - На выручку к морякам !.. Воздушный налёт на "Марат" ! - разносится по стоянке. Подняв облака пыли, наша шестёрка идёт на взлёт. Пара самолётов Як-1 и 4 ЛаГГ-3 - всё богатство нашей эскадрильи...

С.И.Львов.
Лётчик С. И. Львов.

Ведёт группу Старший лейтенант Мясников на своём "якушке". Его ведомый - новый лётчик нашей эскадрильи Старший лейтенант Львов. Но это не беспомощный новичок. На кителе Львова сверкает орден Красного Знамени, полученный им за отвагу и боевое мастерство, проявленные в пору Советско - Финляндского конфликта 1939 - 1940 годов.

Грозно гудят моторы взлетающих истребителей. Мы с Егором Костылевым идём последними. Окутанный сизым дымом, линкор "Марат" стоит в Морском канале напротив Стрельны и бьёт из своих гигантских орудий по наступающим фашистским войскам, уже захватившим Низино, Петергоф и устремившимся к Ленинграду. Горит Стрельна, горит Урицк. Стреляют зенитные пушки линкора. Небо усеяно чёрными шапками взрывов. Мне не терпится поскорее сразиться с вражескими бомбардировщиками. Но надо же, именно в этот момент левая стойка шасси срывается с замка и предательски повисает под крылом моего самолёта. И тут же с аэродрома по радио доносится властная команда:

- У кого выпала стойка шасси, немедленно произвести посадку !

Как-то машинально, повинуясь команде, я отворачиваю от строя, делаю круг над аэродромом, докладываю, что случилось это у меня, и пытаюсь убрать стойку. Но она выпадает снова и снова. Что делать ?..

Товарищи уходят впятером. А к "Марату" приближается множество фашистских самолётов. Зенитная артиллерия линкора усиливает огонь. Чёртова стойка !   Идти на посадку в то время, как товарищи вот - вот столкнутся с такой сворой ?   Нет, это невозможно. Ещё раз нажимаю на красную кнопку уборки шасси, держу её, крепко придавив большим пальцем. Докладываю, что стойку убрал и что всё у меня в порядке, а сам круто разворачиваю самолёт и на полном газу ухожу к линкору. Но кнопка бьёт по онемевшему пальцу. Держать её нет никаких сил. Что делать ?   Приходится мириться с тем, что стойка опять висит под крылом.

По радио продолжают звучать приказания возвратиться на аэродром. Но я их уже "не слышу". Наши истребители врезаются в середину боевого порядка "Юнкерсов" и "Мессеров". Прибавляю газ и мчусь на помощь друзьям. Они уже ведут воздушный бой с врагом, который раз в 10 превосходит их по численности. Линкор ведёт не только зенитный огонь. Из орудий главного калибра он бьёт по наступающим фашистским войскам. Потому-то противник и бросил на него пикирующие бомбардировщики. Но их бомбы пока не достигают цели. Они падают в залив, поднимая столбы воды - что-то вроде большого каскада петергофских фонтанов. Я подхожу к кораблю один, никем не замеченный, и с ходу устремляюсь к ближайшему "Юнкерсу". Он, этот "лапотник"  (так называем мы фашистский бомбардировщик "Юнкерс-87" за его неубирающееся шасси), уже переходит в пике. Я следую за ним. Машина моя идёт боком - сказывается выпадение стойки. Целиться мне неудобно. Но сейчас уже ничего не исправить. Я догоняю "Юнкерс" и прицеливаюсь с поправкой на боковое смещение. Очередь пришлась в самый раз !   Бомбардировщик как бы передёрнуло. Отделившаяся от него тяжёлая бомба идёт мимо цели. А сам он, охваченный пламенем, стремительно теряет высоту.

Самолёт Junkers Ju-87В.

- Есть один ! - кричу я, включив передатчик. - Есть другой ! - будто по заказу, отзывается Егор Костылев. Волоча за собой шлейф чёрного дыма, тяжело падает ещё один "Юнкерс". Между тем зажжённый мной самолёт всё ещё некоторое время летит над водой - пытается дотянуть до берега. До берега он дотягивает, но ударяется об него. Высокий столб огня и густого, жирного чада поднимается к небу. Я пролетаю над упавшим фашистским самолётом и, взяв ручку на себя, снова устремляюсь ввысь, где ведут тяжёлый бой мои товарищи.

М.А.Ефимов.

С ходу пытаюсь атаковать второй бомбардировщик. Но пара "Мессеров" уже режет мне курс. Я стремительно разворачиваюсь. Они ведут по мне огонь. Стрекотнув по крылу, пули пробивают обшивку. Пробоины неопасные. Бросая истребитель то вверх, то вниз, то нападая, то увёртываясь от наседающих на меня "Мессеров", я включаюсь в сумасшедшую круговерть. Идёт тяжёлый, очень тяжёлый бой. Но в какой-то момент я всё же замечаю, что недосчитываюсь одного из "ЛаГГов". Неужели кто-то из наших сбит ?   Кто ?   Нас пятеро, а фашистов тьма. Такое впечатление, будто вокруг меня только вражеские самолёты и что все они одновременно атакуют.

Едва успеваю выйти из-под удара, как новый сноп трассирующих пуль проносится над головой. Я уже не наблюдаю ни за линкором, ни за бомбардировщиками. Перед глазами мелькают одни "Мессеры". Сколько их ?   Голова идёт кругом. Мне кажется, будто я слышу, как трещат мои шейные позвонки. Почти одновременно яркими кострами вспыхивают 2 самолёта. Волнуюсь. Не наши ли ?   Нет, "Юнкерсы" !   А позади 2 "Яка". Молодцы, ребята !..

И снова меня атакуют. Выпавшая стойка не дает покоя вражеским истребителям. Но мощный мотор, хорошая маневренность моей машины, а также забота товарищей обо мне делают безрезультатными все атаки фашистов.

"Мессер" сзади, он уже совсем близко. Я бросаю самолёт в глубокое скольжение и убираю газ. Мой "ЛаГГ" как бы вдруг останавливается. Едва не столкнувшись с ним, "Мессер" проносится мимо. Больше того, он загорается. Кто же его ?   Кто выручил меня в столь трудный момент ?   За фашистом промчался "ЛаГГ-3" с номером "63". Это самолёт Ефимова. Спасибо, Матвей, спасибо, друг !..

Фашистские лётчики, потеряв в бою 4 "Юнкерса-87" и 1 Ме-109, уходят на свой аэродром. А "Марат" всё бьет из своих орудий. Пороховой дым над ним образует что-то вроде парусов. Кажется, будто линкор плывёт под этими парусами, как старинный фрегат, ведя огонь с ходу. Но это обман зрения. Корабль стоит на месте. И он по-прежнему обрушивает на врага лавину огня.

Мы собираемся впятером. Кого же нет среди нас ?   Вижу - нет Володи Халдеева. Неужели сбит ?   Но ведь никто из наших не падал. Обычно повреждённый в воздушном бою самолёт, горит он или не горит, отчётливо заметен. Да и из радиопереговоров мы могли бы понять, в чём дело. А Мясников ?   Неужели он не видит, что нас пятеро, а не шестеро ?   Мы пересекаем залив, идём к аэродрому. Оглядываюсь назад. Тёмный силуэт "Марата" хорошо виден. Перед войной я бывал на этом линкоре, видел его могучие орудия. Видел гигантские снаряды, которые летели сегодня на головы фашистских пехотинцев. Героическая команда на линкоре !   Выдержать такой налёт "Юнкерсов" !   Возможно, не все вражеские бомбы упали мимо. В таком случае на "Марате" могли быть потери...

После посадки мы собираемся возле машины командира. Долго молча всматриваемся в небо, ожидая возможного появления товарища. - Неужели так никто и не заметил, куда девался Халдеев ? - озабоченно спрашивает, глядя из-под руки на море, Мясников. - Я здесь, товарищ командир, здесь !

Каково же было наше удивление, когда мы обернулись и увидели улыбающегося Халдеева !

- Жив ?! - Командир обнял лётчика. - Ну, теперь хоть душа на месте. Как же это ты ?   Где был ?   Что случилось ?.. Оказывается, в первые же минуты боя вражеский истребитель повредил на самолёте Халдеева масляную систему. Лётчик удачно вышел из боя и произвёл посадку на Комендантском аэродроме. Оттуда на самолёте У-2 он и возвратился домой. Вечером в своём фронтовом дневнике я записал: "16.09.1941. Тяжёлый воздушный бой над линкором "Марат", в составе 6 истребителей против 40 Ю-87 и 20 Ме-109.

"Живёт у нас в Новгороде, неподалёку от меня, Капитан 1-го ранга в отставке Виктор Иванович Новиков. Ему уже за 60. Как-то под вечер зашёл он к нам. Жена накрыла на стол. Мы поужинали, побеседовали о том, о сём, вспомнили о войне. Я начал рассказывать, как мы с воздуха защищали линкор "Марат". - Так это была ваша работа ? - Виктор Иванович оживился. - Ну, как же !   Отлично помню тот бой. Помню и дату: 16 Сентября 1941 года. Я ведь служил на "Марате". Был парторгом этого корабля:

- Так что же это мы, батенька мой ?   Давно с вами дружим и до сих пор не знали, что были в одном бою !

Старый моряк вздохнул: - Да, это была баталия !   Мы прикрывали огнём приморский фланг наших войск, когда на нас напали "Юнкерсы". Орудия главного калибра вели огонь по наземным фашистским войскам. Стреляли 28-пудовыми снарядами, начинёнными сферическими пулями. Помнится, грохот на корабле стоял неимоверный. Почти 2000 человек команды работали слаженно. Каждый делал своё дело. Труднее всего было зенитчикам. Правда, вы им хорошо помогли. Но 2 бомбы всё же попали в корабль.

Долго беседовали мы с Виктором Ивановичем в тот вечер. Каждый заново переживал события давних лет".

Из книги - воспоминаний немецкого лётчика Ганса Ульриха Руделя.

"С 30 Августа 1941 года мы базируемся на аэродроме под Лугой, в северном секторе Восточного фронта. Мы летаем каждый день над районом Ленинграда, где армия начала наступление с запада и с юга. Географическое положение этого города, расположенного между Финским заливом и Ладожским озером, даёт защитникам большие преимущества, поскольку возможных направлений для атаки очень немного. Некоторое время наступление идёт медленно. Возникает впечатление, что мы просто топчемся на месте.

12 Сентября лейтенант Стин вызывает нас на совещание. Он объясняет военную ситуацию и рассказывает нам, что одной из трудностей, сдерживающей дальнейшее наступление наших армий, является присутствие русского флота, который курсирует вдоль побережья на определённом расстоянии от берега и вмешивается в ход сражений с помощью мощных морских орудий. Русский флот базируется в Кронштадте, на острове в Финском заливе. Это самая крупная Военно - Морская база СССР. Приблизительно в 20 км к востоку от Кронштадта находится Ленинград, к югу - порты Ораниенбаум и Петергоф. Вокруг этих 2-х городов, на полосе побережья длиной в 10 км скопились крупные силы противника.

Стин объясняет, что наибольшую озабоченность вызывают 2 русских линейных корабля, "Марат" и "Октябрьская революция". Оба этих судна имеют водоизмещение по 23 000 тонн. В дополнение к ним есть 4 - 5 крейсеров, а также ряд эсминцев. Корабли постоянно меняют свои позиции в соответствии с тем, какие сектора на материке требуют поддержки их опустошающим и точным огнём.

Линейный корабль 'Марат'

Наша эскадрилья должна будет атаковать русский флот в Финском заливе. Для этой операции нельзя использовать обычные бомбардировщики и обычные авиабомбы. Бомбы с обычными детонаторами взорвутся без всякого эффекта на бронированной верхней палубе, и хотя взрыв, несомненно, повредит надстройки, судно останется на плаву. Мы не можем ожидать, что прикончим 2-х этих левиафанов, если только не используем бомбы замедленного действия, которые пробьют палубу без детонации и взорвутся глубоко внизу в корпусе судна. Стин говорит нам, что ожидается прибытие тонных бомб, оснащённых специальными детонаторами.

Тем не менее, 16 Сентября в ненастную погоду мы внезапно получаем приказ атаковать линкор "Марат", ведущий огонь по нашим позициям. Весь полк поднимается в воздух и берёт курс на север. Сегодня у нас насчитывается 30 самолётов, а согласно штатному расписанию мы должны иметь 80 машин. К сожалению, тонные бомбы ещё не прибыли. Поскольку наши одномоторные Ju-87 не могут летать вслепую, ведущий должен полагаться на помощь всего 2-х приборов: индикатора крена и датчика вертикальной скорости. Остальные держат строй, прижимаясь друг к другу так, чтобы можно было видеть крыло соседа. Если лететь в густых, тёмных облаках, никогда нельзя держать интервал между концами крыльев больше чем 3 - 4 метра. Если он больше, то мы рискуем потерять соседа навсегда и протаранить идущий следом самолёт. Эта мысль всегда вызывает ужас !   При такой погоде безопасность всего полка в высочайшей степени зависит от того, насколько хорошо ведущий умеет летать по приборам...

Ганс Ульрих Рудель.

Спустившись на высоту 2000 метров, мы оказываемся в густом облачном покрове. Земли по-прежнему не видно. Если судить по часам, то мы очень скоро будем над Финским заливом. Облачный покров становится немного тоньше. Ниже нас сверкает синева - это вода. Должно быть, мы приближаемся к нашей цели, но где же она точно находится ?   Невозможно сказать, потому что разрывы в облаках едва заметны. Неожиданно через один из таких просветов я что-то вижу и тут же связываюсь со Стином по рации. "Я вижу большое судно прямо под нами: кажется, "Марат". Стин снижается и устремляется в разрыв между облаками. Не договорив до конца, я также начинаю пикирование. Сейчас я могу видеть судно. Конечно же, это "Марат". Усилием воли я подавляю волнение. Для того чтобы оценить ситуацию и принять решение у меня есть только несколько секунд.

Именно мы должны нанести удар, поскольку крайне маловероятно, что все самолёты найдут окно в облаках. До тех пор пока мы находимся в облаках, зенитки могут наводиться только по слуху. Они не смогут точно прицелиться в нас. Что ж, очень хорошо: пикируем, сбрасываем бомбы и снова прячемся в облаках !   Бомбы Стина уже в пути: промах. Я нажимаю на спуск бомбосбрасывателя... Мои бомбы взрываются на палубе. Как жаль что они всего лишь весом 500 кг !   В тот же момент я вижу, как начинается огонь из зениток. Я не могу себе позволить наблюдать за этим долго, зенитки лают яростно. Вон там другие самолёты пикируют через разрыв в облаках.

Советские зенитчики понимают, откуда появляются эти "проклятые пикировщики" и концентрируют огонь в этой точке. Мы используем облачный покров и, поднявшись выше, скрываемся в нем. Как только мы прилетаем домой, начинается игра в угадайку: какой ущерб был нанесён судну этим прямым попаданием ?   Военно - морские специалисты утверждают, что с бомбой такого калибра полного успеха достигнуть невозможно. С другой стороны, немногие оптимисты полагают, что это вполне реально".

Несмотря на то, что налёты немецкой авиации на Кронштадт происходили ежедневно, и лётчики 5-го авиаполка сражались в небе над Финским заливом, им ещё приходилось сражаться с бомбардировщиками, летевшими в сторону Ленинграда. При этом составлялись звенья из лётчиков разных эскадрилий. В приводимом ниже эпизоде с командиром 1-й эскадрильи Н. Никитиным участвовали лётчики 2-й эскадрильи А. Мясников и С. Львов.

Из наградного листа:

"17.09.1941 - Охрана войск в районе г. Пушкин - Пулково. В воздушном бою с самолётами "Ю-86" в районе Красное Село парой сбили один "Ю-86". Подтверждено наземными войсками".

Н.М.Никитин.

Рассказ А. Ф. Мясникова в записи Н. Чуковского - "Карусель":

"В том же Сентябре 1941 года на линии Лигово - Пушкин мы встретили несколько десятков "Юнкерсов", которые в сопровождении "Мессеров" шли бомбить наши войска. Нас было только трое - Никитин, Львов и я. Майор Никитин завязал бой с "Мессерами", чтобы отвлечь их, а я и шедший со мной в паре Львов напали на "Юнкерсы". Бомбардировщики шли небольшими отдельными группами по 3 самолёта в каждой. Мы с Львовым устремились на первую тройку - я впереди, а Львов прикрывал мой хвост. И сразу же сбили "Юнкерс-86". Горящий, он упал в расположение наших войск, а 2 других "Юнкерса" обратились в бегство.

Но таких троек было не меньше 15. Мы с Львовым атаковали их поочередно. Теперь они, завидев нас, немедленно устремлялись в бегство и, чтобы избавиться от груза, сбрасывали бомбы в расположение своих войск. В сущности, мы бомбили немцев их собственными бомбами с их собственных самолётов. Успех был полнейший, но к тому времени, как мы отогнали последнюю тройку, у нас кончились все патроны. И вдруг, откуда ни возьмись, - 4 Ме-109. Это были не те, с которыми все ещё дрался Никитин, а другие, очевидно, вызванные на помощь.

Мы находились на высоте 4000 метров. Два "Мессера" стали кружитъ в 300 метрах над нами, а 2 других устремились нам под хвосты. Мы резко сманеврировали, и сами оказались у них под хвостами. Одно обидно - стрелять нечем. Впрочем, немцы, к счастью, об этом не догадывались. Они немедленно сделали "горку" и - вверх, а та пара, что была наверху, - вниз, им на смену, нам под хвосты. Мы повторили маневр и оказались у немцев под хвостами. Немцы опять сменились - одна пара вверх, другая вниз. И так без конца. Настоящая карусель...

Уже 20 минут вели мы бой, не имея ни одного патрона. Горючего в баках становилось всё меньше. Но чем меньше горючего, тем машина маневреннее, поворотливее, и тем скорее заходили мы немцам под хвосты. Пары сменялись, как на танцевальной площадке. Однако я понимал, что до бесконечности так кружиться невозможно, так как мало - помалу спускался всё ниже и ниже. С 4000 метров мы спустились до 900. Тут нам на помощь пришли другие наши истребители, и немцы обратились в бегство. Когда мы вернулись на свой аэродром, ни у меня, ни у Львова не было ни капли горючего".

Из книги Ганса Ульриха Руделя:

"После первой вылазки наша удача с погодой заканчивается. Вечное ярко - голубое небо и убийственный заградительный огонь. Ни на каком другом театре военных действий я не видел ничего похожего. По оценкам нашей разведки сотни зенитных пушек сконцентрированы на территории в 10 кв. км в районе цели. Разрывы снарядов образуют целые облака. Мы слышим не отдельные разрывы, а беспрестанно бушующий звук, как гром аплодисментов в судный день. Зоны плотного огня начинаются, как только мы пересекаем прибрежную полосу, которая всё ещё находится в руках у русских. Затем идут Ораниенбаум и Петергоф, их гавани сильно защищены. На открытой воде полно понтонов, барж, лодок и мелких судов, все они напичканы зенитными средствами. Для размещения своих зениток русские используют все пригодные для этого места. Например, для защиты от наших подводных лодок устье ленинградской гавани закрыто гигантскими стальными сетями, концы которых закреплены на бетонных блоках, возвышающихся над поверхностью воды. Зенитные пушки стреляют в нас даже с этих блоков.

Ещё через 10 километров мы видим Кронштадт с его огромной Военно - Морской гаванью. И гавань, и город хорошо укреплены и, помимо этого, на якорях в гавани и рядом с ней стоит весь русский Балтийский флот. И он также ведёт по нам огонь. Мы летим на высоте 3 - 4 км, это очень низко, но кроме всего прочего мы ведь хотим во что-то попасть ?   Пикируя на суда, мы используем воздушные тормоза для того, чтобы замедлить скорость. Это даёт нам больше времени, чтобы обнаружить цель и скорректировать прицеливание. Чем тщательнее мы целимся, тем лучше результаты атаки. Но, уменьшая скорость пикирования, мы упрощаем задачу зениткам, особенно когда мы не можем подниматься достаточно быстро после атаки. Однако мы обычно не пытаемся набрать высоту после пикирования. Мы используем другую тактику и выходим из пикирования на низкой высоте у самой воды. Затем нам приходится совершать обширные маневры уклонения над занятой противником прибрежной полосой. Только после того, как мы оставили её за собой, можно снова вздохнуть свободно".

Из наградного листа:

"21.09.1941 - Охрана транспортов в районе Ленинград - Кронштадт. В воздушном бою с самолётами противника парой сбили один "Ме-110". Подтверждено постами ВНОС".

Из книги - воспоминаний И. А. Каберова, стр. 166:

П.А.Чепелкин.

"Не сумев с ходу ворваться в Ленинград, фашисты крупные силы своей авиации обрушили на главную базу флота. Вот уже несколько дней подряд над ней идут невиданные по своей ожесточённости бои. Группы по 40 - 50 бомбардировщиков, прикрытые большим количеством истребителей, направляются на Кронштадт одна за другой. Ни зенитная артиллерия, ни малочисленные подразделения наших истребителей не в состоянии противодействовать такой силе. Но мы собираем всё, что у нас есть, и наши "МиГи", "Яки" и "ЛаГГи" снова и снова уходят в воздух. Кронштадт горит. Дым пожарищ застилает его кварталы, и города почти не видно. Четвёрка наших истребителей взлетает и, набрав высоту, бросается в бой. На "ЛаГГах" - Уманский и я, на "Яках" - Мясников и Младший лейтенант Чепелкин, недавно прибывший в эскадрилью лётчик. Мы ещё не успели с ним как следует познакомиться, но нам уже ясно, что у этого весёлого малого в бою железная хватка.

Сегодня около 40 "Ю-87" тройками одна за другой пикируют на корабли и объекты базы. Вокруг бомбардировщиков буквально кишат "Мессеры". Они тотчас перехватывают нас. Ошалело бьют зенитки. Снаряды рвутся подчас на сплетённых в клубок трассах воздушного боя. Наши попытки помешать "Юнкерсам" тщетны. Мы не можем вырваться из цепких лап "Мессеров". В кабине жарко, нечем дышать. А тут ещё двойная опасность: вражеские истребители и зенитные снаряды. Но что делать !   Кронштадт обороняется. Он должен вести зенитный огонь.

Вот вспыхнули 2 "Юнкерса". Оба падают. За ними ещё один прочерчивает на небе дымный след. Кто их сбил - зенитчики или мои друзья - лётчики ?   Впрочем, рядом со мной только "Як" Чепелкина. Где остальные - не вижу. А высоко в небе ровным квадратом, как на параде, идёт ещё примерно 60 двухмоторных бомбардировщиков "Ю-88". Коршуны со свастикой на крыльях затмили солнце. Почти полтысячи бомб одновременно высыпают они с горизонтального полёта на город и на корабли. Самолёты идут намного выше нас, и я вижу, как бомбы, вначале плашмя, а потом, кувыркаясь, устремляются вниз. Мы ведём бой с "Мессерами", а бомбы уже совсем близко, над самой головой. Пытаюсь увернуться от них, но вокруг мельтешат самолёты, свои и чужие. Разрывы зенитных снарядов усеяли кронштадтское небо. Всё же я бросаю машину в сторону. Вой падающих бомб заглушает рёв мотора. Внутри у меня похолодело. Взрыв страшной силы сотрясает всё вокруг. Как будто чьи-то гигантские руки подхватили мой истребитель, бросили его вверх, перевернули. С трудом удерживаю машину и всё ещё не понимаю, что произошло. Подо мной, в самой гуще боя, клубится чёрное облако. Из него во все стороны летят обломки самолёта. Нет сомнения, что одна из бомб угодила в истребитель. Только в чей - наш или вражеский ?   Вот это бой !

Впрочем, он, кажется, затихает. Шарахнувшись в сторону от взрыва, "Мессеры" уходят. Уходят и бомбардировщики противника. С трудом разыскиваем мы друг друга в медленно остывающем и проясняющемся небе Кронштадта. Собираемся втроём. Нет Уманского... Неужели тот взрыв ?.. Не могу поверить... Возвращаемся домой молча. Производим посадку. Я выскакиваю из кабины и бегу к Мясникову:

И.М.Уманский.

- Уманский ?

- Да... - тяжело произносит он, смахивая рукавом пот с разгорячённого лица.

Стою, опустив голову. Перед глазами маячат клубы дыма и летящие во все стороны обломки самолёта. Мясников медленно выбирается из "Яка", поднимает валяющуюся под крылом щепку и вычерчивает ею на земле контуры острова Котлин. - Вот здесь, - обведя щепкой восточную часть острова, говорит Мясников, - опускался он на парашюте. Причём был ниже меня. Его зенитка, по-моему...

- Какой парашют ?   Какая зенитка ?   Вы что, Александр Фёдорович ?   Там такой взрыв был. Одни обломки летели.

- Да, обломки "Мессера", - снимая с головы шлемофон, говорит Чепелкин. - Бомба ударила в "Мессер". Я гнался за ним, понимаете, а в это время... И вот, - он указывает на распоротый конец крыла своего самолёта, - досталось и мне немножко...

- Ну, а где же командир ? - спрашиваю я. - А командир выпрыгнул с парашютом. Это и я видел, - говорит Чепелкин. - Он выпрыгнул. Точно вам говорю. Где опустился - не знаю. Боюсь, что его зенитка...

Вечером в эскадрилье стало известно, что выбросившийся с парашютом Уманский почти час провёл в воде где-то близ Кронштадта, а потом был подобран нашим спасательным катером и отправлен в госпиталь".

НазадЛиния

(315-й боевой вылет Гвардии майора А. Ф. Мясникова.)
Вперед

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz