КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
Фёдоров Иван Евграфович |
Родился 23 февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего. С 1918 года жил в Луганске. В 1921 - 1927 годах беспризорничал. Окончил 5 классов в 1928 году, а в 1929 году Луганскую лётно - планёрную школу Осовиахима. Работал слесарем - инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске. В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году - школу ФЗУ. Поступил в Луганский педагогический институт, но 21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию. В том же году досрочно окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком, командиром звена 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. С 31 мая 1937 по 28 января 1938 года лейтенант И. Е. Фёдоров участвовал в боевых действиях в Испании. Был пилотом И-16. Имел псевдонимы "Хуан" и "Капитан Жан" ( или "Жуан" ). Совершил более 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбил несколько самолётов противника. Награждён двумя орденами Красного Знамени ( 28.10.1937 и 2.03.1938 ), медалью "XX лет РККА" ( 23.02.1938 ). После возвращения в СССР был командиром отдельного отряда, помощником командира полка и командиром истребительного авиационного полка в Житомире. В 1939 году окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования офицерского состава в Липецке. Продолжил службу в должности командира 17-го истребительного авиационного полка в городе Великие Луки ( Псковская область ). С лета 1940 года был лётчиком - испытателем завода № 21 в Горьком. Испытывал серийные истребители И-16. С Ноября 1940 был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод № 600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно - испытательной станции этого авиазавода был назначен И. Е. Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика - испытателя С. Н. Викторова, был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком - испытателем. В феврале 1942 года вернулся на авиазавод № 21, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года самовольно перелетел на фронт. Воевал на Калининском, Центральном, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах. В июле - сентябре 1942 года был старшим инспектором по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии, командиром группы штрафников на Калининском фронте. В сентябре - декабре 1942 года - командир 157-го истребительного авиационного полка ( Калининский фронт ). В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава. В январе - апреле 1943 года - командир 256-й истребительной авиационной дивизии ( Калининский фронт ). В апреле 1943 года - июне 1944 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии ( Центральный и Белорусский фронты ). С июня 1944 года - заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии ( 3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты ). За время Великой Отечественной войны совершил около 120 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника лично и 2 в группе. С сентября 1945 года был старшим лётчиком - испытателем ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-154, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/час. В том же году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15. В декабре 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением. Всего испытал 284 самолёта. 5 марта 1948 года лётчику - испытателю полковнику И. Е. Фёдорову за проведение испытаний и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1949 - 1950 годах был лётчиком - испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области. В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов "140-Р". В 1950 - 1954 годах был лётчиком - испытателем Научно - исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик - испытатель 1-го класса. С 1954 года полковник И. Е. Фёдоров - в запасе. Работал на различных должностях. Жил в Москве. Умер 12 февраля 2011 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( четырежды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями и иностранными наградами. Военного лётчика Ивана Фёдорова трижды представляли к званию Героя Советского Союза. Он летал на 297 типах самолётов, начиная ещё с биплана "Авро" и кончая реактивным Ла-176. Участвовал во многих военных конфликтах. Согласно энциклопедии "Авиация и Космонавтика ( научное издание 1994 года ), в воздушных боях сбил 49 вражеских машин лично и 47 - в составе группы. Некоторые эпизоды из его бурной биографии буквально граничат с фантастикой. Участник многих войн, выдающийся лётчик - испытатель, фирменный лётчик КБ Лавочкина, он выполнил свой первый полёт в 1929 году, а спустя почти 20 лет, осенью 1948 года, стал первым советским лётчиком, достигшим скорости звука... И. Е. Фёдоров родился 23 февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего. Настоящая фамилия Ивана Евграфовича - Денисов. Его отец, будёновец Первой Конной Армии, вернувшись с Гражданской войны в Луганск, переписал сына на фамилию своего деда. Это, как говорится, от греха подальше, так как 8-летний Иван, будучи батраком у местного багатея, в отместку за побои хозяина поджёг его усадьбу, нанеся немалый ущерб эксплуататору. Воспитанием Ивана занимался дед, проживший 123 года, до самой смерти ничем не болевший, в самую лютую зиму ходивший в одной рубашке и водку пивший вёдрами. Прожил бы дедушка ещё неизвестно сколько, да наступил на ржавый гвоздь и помер от заражения крови. Только в 14 лет у Вани Фёдорова появилась возможность продолжить образование, где он проявил немалые способности. Программу пятилетки Иван прошёл за 2 года, окончил обучение на слесаря - инструментальщика, затем - на машиниста паровоза. Да к тому же увлёкся авиацией в планерной школе и уже в 15 лет поднялся в небо ( руководителем лётного кружка в Луганске был знаменитый впоследствии лётчик - планерист Василий Степанчонок ). К лётному делу Иван относился серьёзно - выполнил нормативы мастера по 6 видам спорта: боксу, волейболу, борьбе, плаванию, фехтованию и акробатическим прыжкам на мотоцикле. После окончания ФЗУ Фёдоров работал слесарем, помощником машиниста и машинистом на маневровых паровозах, но мечту летать не оставлял. В 1929 году окончил школу Осоавиахима по классу гражданского лётчика. В 1932 году он был призван в ряды Красной Армии и в том же году, окончив Ворошиловградскую военную школу пилотов, начал службу младшим лётчиком, а затем командиром звена в 35-й авиаэскадрилье Киевского особого военного округа. Пилотаж юного военного лётчика Фёдорова в зоне уже тогда обращал на себя внимание напором, чёткостью линий и точной координацией. Командир звена Межтузов не раз ставил в пример молодого пилота. В 1934 году Фёдоров в лагерях под Житомиром впервые познакомился и истребителем И-16, а в 19 лет он был уже командиром эскадрильи, летал на И-15 и И-16, вывозил молодых лётчиков, совершенствовался в пилотировании и боевой подготовке. В 1937 году, после Воздушного парада над Красной площадью его участников пригласили в Кремль. Был там и старший лейтенант И. Е. Фёдоров, уже известный среди пилотов как "пилотяга и заводила". 12 самых отчаянных лётчиков договорились проситься в Испанию. В роли ходатая этой операции был выбран Иван Фёдоров. Вскоре они были уже в Испании... 17 июня 1937 года запомнился Ивану на всю жизнь: тогда он сбил свой первый самолёт. На порт Лос - Аркасарне ( близ Картахены ), заходили 5 бомбардировщиков и 2 "Мессера". Прозвучал сигнал тревоги, Фёдоров, не раздумывая, вскочил в ближайший, только что заправленный топливом и укомплектованный патронами истребитель И-16. Запустил двигатель и пошёл на взлет, только тогда заметив, что в сиденье нет парашюта. Иван осмотрелся, прикинул маневр, врезался в группу вражеских самолётов и резко маневрируя, связал её боем. Наконец, улучшив момент, зашёл "Мессеру" в хвост и сразил врага длинной очередью. Так впервые он испытал радость победы. Однако, этот бой вполне мог стать для него и последним... Внезапно заклинившие пулемёты едва не погубили пилота... Испанская кампания завершилась для Фёдорова благополучно. В архивном деле № 8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте он "совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе...", в том числе 2 Ме-109, новую немецкую машину, считавшуюся у фашистов неуязвимой, дважды таранил вражеские машины - 18 июля и 21 августа 1937 года ( оба тарана документального подтверждения не имеют ). Однажды, перехватив одиночный "Фиат" измотал его в 20-минутном бою и заставил сесть на своём аэродроме. У самого Ивана Евграфовича сохранились записи только за 7 месяцев боёв в Испании, что составило 131 боевой вылет, с общим налётом в 160 часов 40 минут. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И. Е. Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта "Савойя-79" в районе Картахена. "Мы сидели в кругу лётчиков и говорили о мужестве, бесстрашии, героизме. - Маневры были в том году очень сложные, - начал свой рассказ 24-летний лётчик Н-ской авиачасти Иван Евграфович Фёдоров. - В них участвовали большими массами все виды оружия. Меня и ещё одного товарища прикомандировали к эскадрилье бомбардировщиков, которая разместилась на небольшом аэродроме недалеко от моря. На рассвете неожиданно пришло известие, что группа бомбардировщиков "противника" направляется бомбить наш аэродром. Мы взлетели навстречу "неприятельской" эскадрилье и быстро набрали высоту. После недолгого полёта я заметил внизу автомашину. Фары её тускло блестели. Она двигалась в сторону нашего аэродрома. Но почему фары так широко расставлены у этого автомобиля ? - мелькнула мысль. Нет, это не автомобиль, а самолёт, и решение возникло молниеносно. Самолёт "противника" шёл вдоль моря. Я знал, что скоро начнётся открытое пространство, на котором можно будет дать "бой". На это пространство мы вылетели одновременно. Но я был выше самолёта "противника", и преимущество было за мной. Я сверху атаковал "вражеский" самолёт и вскоре заставил его снизиться. Покончив с одним, я пустился на поиск остальных. Где их искать ? Пилоты "противника", конечно, давно меня заметили, и теперь будут стараться, во что бы то ни стало сбить. Я решил обмануть "противника" и уйти к морю. - Не подумают же они, - сказал я себе, - что сухопутный истребитель рискнёт уйти в море. Несколько минут я кружился и вдруг увидел на воде тень. Она то останавливалась, то быстро передвигалась по воде. "Вражеский" самолёт был где-то близко. Я решил атаковать его, зайдя ему в хвост. Нападение было совершенно неожиданно. Пулемёты работали безотказно... Посредники зафиксировали в эту ночь 2 "сбитых" мною самолёта..." ( Из газеты "Правда", 19.08.1938 г. ) За отчаянную храбрость и великолепное лётное мастерство Начальник авиации Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос торжественно вручил Ивану Фёдорову высшую награду республиканцев - орден "Лавры Мадрида". Такую награду в СССР получили всего 5 человек, один из них - "полковник Малино" - будущий Маршал Советского Союза и министр обороны СССР - Р. Я. Малиновский. Советское правительство так же не осталось в долгу - наградило его двумя орденами Красного Знамени. 24 февраля 1938 года капитан И. Е. Фёдоров, вместе с другими, наиболее отличившимися в боях участниками, был впервые представлен к званию Героя Советского Союза, но "Золотую Звезду" ему тогда не суждено было получить... В память о тех огненных событиях у Фёдорова остались испанские имена - "Деабле Рохо" ( "Красный дьявол" ), которым его за смертоносные атаки нарекли испанские товарищи, и ещё имя из паспорта - Жуан. И, конечно же, - благодарственный поцелуй Ибаррури и подаренные ею патефон и пистолет "Астра". Вскоре по возвращении из Испании, Иван Фёдоров получил назначение на должность командира 7-го ИАП. В 1939 году окончил Липецкие высшие курсы усовершенствования командиров авиаполков - бригад и стал командиром 42-го ИАП. Затем последовали ещё 2 "загранкомандировки". Первая - через Благовещенск в Китай, где майор И. Е. Фёдоров находился в качестве советника по истребительной авиации. Вскоре после начала Великой Отечественной войны он написал командующему ВВС РККА рапорт с просьбой отправить его на фронт, но вместо этого был отправлен в Горький на завод № 21 для испытаний самолётов ЛаГГ-3 в качестве ведущего пилота. Испытывая самолёты Фёдоров душой рвался на фронт. В июле 1942 года, выполнив задание на полигоне, он берёт курс из Горького на Калинин. После долгих приключений, найдя аэродром Мигалово, Иван на радостях закрутил приветственный комплекс пилотажа типа "знай наших" и зашёл на посадку. Вскоре к самолёту подъехал генерал М. М. Громов ( командующий 3-й Воздушной армией ), завязался разговор. Как раз в это время над аэродромом появился немецкий разведчик "Хейнкель-111", который шёл над нижней кромкой облачности. У Фёдорова прямо - таки загорелись глаза: "Разрешите, товарищ командующий, указать немцу его место приземления ?" Бой был коротким. На глазах всей дивизии Иван взлетел, догнал Не-111 и атаковал его на высоте 1500 метров. Очередь из пушки так резанула, что отвалилось крыло. Немцы выпрыгнули на малой высоте и парашюты не успели раскрыться... Громов после посадки пожал руку Фёдорову и сказал: "Поздравляю, майор. Будем считать, что ваша фронтовая практика начата." Между тем руководство Горьковского завода объявило Фёдорова дезертиром и потребовало вернуть с фронта. Он послал им телеграмму: "Не затем удирал, чтобы к вам вернуться. Если виноват, отдайте под трибунал". На душе было тревожно, но Громов успокоил: "Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт". Действительно, дело закрыли, но жене, Анне, оставшейся в Горьком ( между прочим, тоже лётчице ), пришлось туго. У Громова попросил разрешения слетать за нею на двухместном самолёте Як-7. Потом с ней воевали вместе... Громов очень быстро убедился, что Иван Фёдоров отличный воздушный боец. Уже через несколько дней он, поднявшись в воздух на самолёте ЛаГГ-3, сбил пару "Юнкерсов", причём весь экипаж, спустившийся на парашютах, был взят в плен. Громов откликнулся телеграммой: "Первый раз видел из КП, как "ЛаГГ" сбивал немца". И вновь пошли фронтовые будни. В боях за Ржев в августе - сентябре 1942 года он сбил 4 Ju-88, 1 Do-215 и 3 Ме-109. Приказом Главкома за № 067 от 23 октября 1942 года назначается командиром 157-го ИАП, в апреле 1943 года - командиром 273-й ИАД, а затем старшим инспектором - лётчиком Управления 3-й Воздушной армии у Громова. В этой должности принимал участие в боях на Калининском и Центральном фронте, участвовал в Курской битве. 28 мая 1943 года ему было присвоено воинское звание "Полковник". Его жена, Анна Артемьевна Фёдорова, которую он сам когда-то учил летать, уничтожила в воздушных боях 3 немецких самолёта, - но в 1943 году сама оказалась сбитой. Раненая в ногу, она приземлилась на парашюте, спаслась, но потом долгие годы мучалась по больницам. Интересный факт фронтовой биографии Фёдорова - командование группой штрафников. О лётчиках - штрафниках ни в "Истории Великой Отечественной войны", ни в трудах военных историков вообще нет ни слова. Прежде ничего подобного ни в одной армии мира не заводили. Полномочия дали Фёдорову большие: за малейшую попытку неповиновения расстреливать на месте. Этим правом он не воспользовался ни разу. Его штрафники сбили достаточно много самолётов, не считая сожжённых на земле, но официально на их боевые счета эти победы не записывались ( как и их командиру ). Удалось разыскать некоторые данные о боевых действиях 157-го авиаполка, куда входила группа лётчиков - штрафников из 256-й авиадивизии, которой командовал Фёдоров. Из них следовало, что в период Ржевско - Сычёвской операции "...добрая слава шла об этом полке, на счету которого было 130 сбитых самолётов противника, а по дивизии 380". Так говорят документы. Проблема авиаштрафников серьёзно не исследовалась и потому изрядно запутана. Среди фронтовиков бытовало мнение, что лётчиков в годы войны в штрафные части не отправляли и вместо этого переводили в штурмовые авиаполки, где заставляли летать на Ил-2 в качестве стрелков - радистов. Размещались они в самолёте задом наперёд, то есть сидели в своей незащищённой кабине лицом к хвосту, и часто гибли. Действительно, в годы войны существовала практика наказания провинившихся лётчиков определённым числом штрафных вылетов в качестве стрелка. Так, лётчик - истребитель Л. 3. Маслов припомнил фронтовой эпизод, когда в воздушном бою 19 мая 1944 года погиб лётчик 31-го истребительного авиаполка капитан Н. И. Горбунов, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Вину за это возложили на его ведомого лейтенанта В. Д. Мещерякова, не прикрывшего Горбунова в том бою. За это Мещеряков был осуждён военным трибуналом с отсрочкой исполнения приговора и направлен стрелком на Ил-2. Лётчик 566-го штурмового авиаполка Ю. М. Хухриков рассказывал, что к ним в полк присылали провинившихся офицеров, в том числе не являвшихся лётчиками, и они выполняли 10 полётов в качестве воздушных стрелков. У Героя Советского Союза, лётчика 820-го штурмового полка Н. И. Пургина стрелком был лётчик - истребитель майор Шацкий, у лётчика 672-го штурмового полка Г. Г. Черкашина - старший лейтенант, штурман дальнебомбардировочной авиации, который в Кременчуге по пьяному делу застрелил милиционера. В архивных документах порой можно встретить записи, подобные следующей: лётчик 11-го истребительного авиаполка Н. Н. Исламов 21 января 1943 года осуждён военным трибуналом на 8 лет, разжалован в рядовые и направлен на 3 месяца в штрафбат. Через 2 месяца за образцовое выполнение заданий командования и проявленное мужество судимость снята и Исламов восстановлен в звании. Здесь надо отметить, что и фронтовики, и исследователи этой темы нередко путают разные понятия - штрафники и осуждённые с отсрочкой исполнения приговора. Дело в том, что последних направляли по приговору суда не только в штрафные части. Нередко, в том числе и после издания приказа НКО № 227 от 28 июля 1942 года, их оставляли служить в обычных авиачастях. Отсрочку применяли как к рядовым бойцам, так и к командирам, которых, как правило, трибунал лишал офицерских званий. Кроме того, надо иметь в виду, что правом направления провинившихся военнослужащих в штрафные части во внесудебном порядке было наделено командование и военные советы. Так вот, стрелками на Ил-2 чаще направляли тех, кто был осуждён трибуналом с отсрочкой исполнения приговора и не являлся штрафником. Например, инженера - капитана А. Л. Кадомцева, возглавившего после войны авиацию ПВО страны, военный трибунал приговорил на фронте к 10 годам лишения свободы за повреждённый при посадке Як-1. Самолёт восстановили в течение 1,5 суток и исполнение приговора отсрочили до окончания военных действий, направив осуждённого стрелком в 30-й бомбардировочный авиаполк. Что касается штрафников, то они "смывали вину кровью" и в сухопутных, и в "небесных" штрафбатах. Например, известный воздушный ас Балтики Г. Д. Костылев, как и большинство других осуждённых трибуналами пилотов, воевал сначала в обычном штрафбате, ходил в разведку... Лётчик И. И. Коновалов рассказал о том, как угодил в штрафбат после окончания Оренбургского военного училища: "Закончил я училище, звание нам не присвоили, сказав, что это сделают на фронте, и попал прямиком... в штрафную роту. Как получилось ? А так. Ехал через Москву и задержался у матери на несколько дней. Она в госпитале, в котором работала, выписала мне липовую справку. Меня задержал патруль, отвёл в комендатуру. Там эту справку проверили, и... в декабре 1943-го я уже был на передовой в отдельной армейской штрафной роте, подчинённой 69-й дивизии 65-й армии генерала Батова. Не люблю этот период вспоминать... Я потом на штурмовиках воевал, так вот в пехоте - страшнее. После войны мне часто снилось: немец на меня автомат наставил, сейчас будет стрелять. Резко просыпаешься с мыслью: "Слава тебе господи, жив". Можно также привести отрывок из воспоминаний командира одной из штрафных частей А. В. Кирюшкина, который писал: "Попал к нам в батальон бывший лейтенант, лётчик. Разжаловали его по предательскому доносу, а поводом послужило то, что закурил он в самолёте не вовремя: когда объявили готовность № 1. В таких случаях принято награды отбирать. А этот свои 2 ордена Красного Знамени не отдал. Я их честно заработал, говорит, и не вам их снимать. Ну не драться же с ним ! Поставил я его во главе разведывательной группы. И, как оказалось, не ошибся. Очень скоро он привёл ценного "языка" - немецкого майора, и судимость с героя сняли. Где и как он закончил войну, не знаю, но, уверен, на задворках не остался - не тот человек". Имя И. Е. Фёдорова связано со множеством самых невероятных историй, которых хватит не на один остросюжетный приключенческий фильм. Чего стоят, например, его многочисленные дуэли, причём не только воздушные. В основе этих историй лежат лишь рассказы самого Ивана Евграфовича и относиться к ним надо с известной долей осторожности, поскольку воздушный ас любил, видимо, приукрасить события, имевшие место в действительности. Л. М. Вяткин один из первых предпринял попытку сопоставить его рассказы с архивными документами, но не нашёл документальных подтверждений многим из этих историй. Между тем рассказ И. Е. Фёдорова об авиаштрафниках основан на реальных событиях. Хотя его утверждение о том, что это была единственная штрафная авиачасть, создание которой было санкционировано самим Сталиным, вряд ли соответствует действительности. В 1942 году штрафные эскадрильи было предписано создать во всех Воздушных армиях на основании специальной директивы Ставки, изданной в развитие приказа № 227. Известно, например, что во исполнение этой директивы в том же районе боевых действий, где воевали авиаштрафники Фёдорова, в составе 1-й Воздушной армии была сформирована штрафная эскадрилья бомбардировщиков. Об этом написал в своих мемуарах, изданных ещё в 1986 году, генерал - майор авиации Л. А. Дубровин: "В августе 1942 года по указанию штаба 1-й Воздушной армии в дивизии была введена так называемая штрафная эскадрилья. Замысел состоял в том, чтобы во исполнение требований июльского приказа наркома обороны пилотов, струсивших в бою, переводить в разряд штрафников, направлять для прохождения дальнейшей службы в штрафную эскадрилью и воспитывать там у них смелость и отвагу. С этой целью следовало посылать их в самые тяжёлые бои, на самые трудные задания, связанные с риском для жизни. Ценой своей жизни, кровью они, некогда проявившие трусость, должны теперь смыть с себя пятно позора. Сюда же, в штрафную эскадрилью, предполагалось направлять для исправления лётчиков, штурманов и стрелков - радистов, уличённых в шкурничестве, саботаже, жульничестве. Лётный состав и все другие воины полков горячо поддерживали меры по решительному пресечению всех позорных явлений в армии, но не без основания лётчики рассуждали так: в воздух должны подниматься только надёжные люди. Труса, шкурника, если таковой обнаружится, надо лишать права на полёт, не допускать и близко к самолёту, не в штрафную эскадрилью отправлять, а на скамью подсудимых. Действительно, надо ли в соединении "содержать" штрафное подразделение - задумывались и мы с полковником Ушаковым... Словом, не по душе нам пришлась эта "организационная мера"... И получилось так, что штрафная эскадрилья с первого и до последнего дня её существования так и не пополнилась". Недолго штрафные эскадрильи просуществовали и в других армиях. В целом решение было правильным - при острой нехватке лётного состава сажать проштрафившихся на истребитель, а не гнать их в окопы. Тех, разумеется, в ком были уверены, что не сбегут. Но уверенности такой не было. И в первую очередь, у политработников и особистов. Дважды Герой Советского Союза Маршал авиации А. Н. Ефимов говорил в своём интервью 2006 года, опубликованном в газете "Красная Звезда", от 6 мая 2006 года: "Интереснейшая тема - авиационные штрафные эскадрильи. Директива об их создании за подписью И. Сталина и А. Василевского датируется 4 августа 1942 года. Когда их организовывали, Воздушные армии получили указания составить "Положение о штрафных эскадрильях" и создать такие авиаподразделения в каждой авиационной дивизии. Например, 8-я Воздушная армия имела 3 истребительные дивизии, по одной бомбардировочной и ночной бомбардировочной, и в каждой была создана штрафная эскадрилья. Так же было и в других армиях. О лётчиках - штрафниках, искупавших свою вину в боях, не говорили по разным причинам. Прежде всего, эта тема очень щепетильная, и с наскока её взять невозможно. Многие лётчики - штрафники впоследствии были удостоены званий Героев Советского Союза, а некоторые - дважды. Из этой когорты вышли даже авиационные Генералы и Маршалы". Что касается специальной штрафной авиагруппы И. Е. Фёдорова, то она действительно была сформирована летом 1942 года в составе 3-й Воздушной армии. Видимо, по тем же цензурным соображениям о ней нет упоминаний ни в мемуарах командарма М. Громова, ни в воспоминаниях других ветеранов, например, работника штаба этой армии П. Анищенкова. Между тем в личном деле И. Е. Фёдорова чёрным по белому записано: "Командир группы лётчиков - штрафников". Что известно об этой группе, которую иногда именуют штрафным полком, состоящим из 42 самолётов и 64 лётчиков ? Рассуждая на страницах газеты "Труд" о том, были ли вообще в советских ВВС лётчики - штрафники, заслуженные лётчики - испытатели Герои Советского Союза С. А. Микоян и А. А. Щербаков утверждали: "Приходилось видеть копию приказа Ставки Верховного главнокомандования от 4 августа 1942 года о создании подобных частей. Правда, не полков, а эскадрилий. Однако никаких иных документальных подтверждений появления на фронте лётчиков - штрафников не обнародовано. Не слыхали о нём и известные нам ветераны. Скорее всего, приказ этот был подписан сгоряча и в жизнь воплощён не был. Вероятно, Сталину просто объяснили, что в случае чего предотвратить перелёт к противнику проштрафившегося и, по логике вещей, обречённого почти на верную гибель лётчика попросту невозможно. Означает ли это, что лётчики не попадали в штрафники ? Конечно, попадали. Но тогда им давали в руки винтовку и вместе с пехотой отправляли в атаку в составе обычных штрафбатов. Приходилось слышать и о таком: по приговору трибунала названных преступниками переводили в стрелки - радисты на штурмовики Ил-2. В отличие от кабины пилота на этих машинах кабина стрелка, одним пулемётом защищавшего заднюю полусферу, не имела надёжного бронирования. Поэтому потери среди этой категории были особенно велики... Скорее всего, Иван Евграфович просто пользуется доверчивостью и неосведомленностью журналистов..." Что ж, мнение столь авторитетных в авиационном мире людей сбрасывать со счетов нельзя. Но, оппонируя к ним, автор публикации в той же газете В. Володченко цитирует обнаруженный им в Центральном архиве Министерства обороны наградной лист на И. Е. Фёдорова, подписанный зимой 1943 года генералами авиации Ерлыкиным и Руденко, в котором говорится: "В Отечественной войне полковник И. Е. Фёдоров участвует с 27.07.1942 года непрерывно. За этот перирд времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й Воздушной армии и по совместительству командовал отрядом управления, а затем группой штрафников лётного состава. За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвёл 84 боевых вылета... В сентябре 1942 года на полковника И. Е. Фёдорова было возложено формирование полка "ассов" на Калининском фронте при 3-й Воздушной армии. За успешное выполнение этого задания, руководство и командование этим полком в декабре 1942 года награждён орденом Отечественной войны 1-й степени". По воспоминаниям И. Е. Фёдорова среди его штрафников было немало сорвиголов. Командовать "воздушными хулиганами" никто из асов 3-й Воздушной армии не захотел. Фёдоров же сам считался хулиганом, имел прозвище Анархист и добровольно вызвался возглавить эту группу. В неё вошли лётчики - истребители Калугин, Минченко, Покровский, Решетов и другие. Кроме того, авиагруппу усилили лучшими асами 3-й Воздушной армии - А. Боровых, В. Зайцевым, Г. Онуфриенко и другими. Авиагруппа штрафников дислоцировалась недалеко от Андреаполя, на аэродроме Башарово. По времени она действовала всего 2 месяца. И, судя по всему, воевала довольно успешно. Хотя цифры, названные И. Е. Фёдоровым в фильме "Небесный штрафбат", вряд ли соответствуют действительности. В этом фильме, который был показан на канале "ОРТ" 3 мая 2005 года, Фёдоров, в частности, говорил: "Отчаянно дрались мои товарищи не за ордена и медали - самой желанной наградой была возможность вернуться после "искупления" в родную часть. 519 фашистских самолётов уничтожила группа лётчиков - штрафников осенью 1942 года. И уже через 2 месяца командующий Калининским фронтом Конев вызвал меня и сказал: "Пиши отчёт, предлагай, что делать со штрафниками". Четверо были тогда представлены к званию Героя, остальные получили награды и очередные воинские звания, и все разъехались по своим полкам". По утверждению И. Е. Фёдорова, для возвращения из авиаштрафбата в родную часть лётчику надо было сбить не меньше 10 самолётов противника, а сам он за это время уничтожил 15 немецких самолётов и 3 подбил. Документально эти победы "штрафников" никак не подтверждены и на официальные счета проштрафившихся лётчиков записаны не были. В январе 1944 года командир 6-го истребительного авиационного корпуса Гвардии полковник Н. Жильцов подписал боевую характеристику и представление И. Е. Фёдорова ( вторично ) к званию Героя Советского Союза, указав, что за сбитые самолёты он ещё не был награждён. Но командующий 16-й Воздушной армией генерал - лейтенант авиации С. И. Руденко, считая, что Фёдоров занимается "вымогательством" наград и "очковтирательством", приписывая себе "дважды одни и те же самолёты, сбитые им", ходатайствовал перед Главным маршалом авиации А. А. Новиковым о снятии И. Е. Фёдорова с занимаемой должности и о назначении его с понижением. Генерал Е. Ерлыкин сменивший Жильцова, нашёл массу недостатков в 256-й авиадивизии, которой руководил Фёдоров, отстранил его от должности и высказал "целесообразность посылки Фёдорова на курсы командиров дивизий для углубленного приобретения оперативно - тактических знаний". А представление его к званию Героя второй раз приостановили. После окончания курсов начсостава полковник И. Е. Фёдоров был назначен командиром 273-й истребительной авиационной дивизией, а в июне 1944 года был назначен заместителем командира 269-й Краснознамённой истребительной авиационной дивизии полковника В. Додонова. В её составе принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики и Польши, воевал на 3-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронте, участвовал в боях над Восточной Пруссией и Германией. Имел ранения в руку, ногу и лицо. Фёдоров вновь попал в свою стихию - получил возможность больше летать. Здесь он вновь собрал специальную группу, состоящую из 9 лётчиков, вместе с которыми продолжал заниматься "свободной охотой" за линией фронта. После проведённой воздушной разведки эта группа, как правило, к вечеру пролетала над одним из немецких аэродромов и сбрасывала банку с грузом и запиской внутри, в которой немецким лётчикам предлагалось провести поединок, причем строго по числу самолётов, прилетевших с советской стороны. Немцы принимали вызов и начинались воздушные дуэли. По словам Фёдорова, только в этих дуэлях он одержал 21 победу, а свой самый удачный бой провёл в небе над Восточной Пруссией в конце 1944-го, сбив сразу 9 Ме-109. Но опять же никаких документальных подтверждений этому не имеется... По словам самого Фёдорова, он несколько раз таранил самолёты противника. Удачный таран был 17 августа 1944 года. Летели в паре вдоль железной дороги. Противоположным курсом - строй "Юнкерсов". Насчитал 31 бомбардировщик. Их сопровождают и прикрывают ещё 18 "Мессершмиттов". Едва начал строить маневр для атаки, как ведомый с перепугу пошёл вниз и бросил командира. Фёдоров передал по рации: "Следите за последней работой, чем позорно жить, лучше честно умру !" - и бросился в самую гущу бомбардировщиков. С близкого расстояния сбил 5 "Юнкерсов" и одного таранил. Документ, подтверждающий описание этого боя, подписал начальник штаба 6-го истребительного авиакорпуса полковник Н. П. Жильцов. Лётчик едва - едва дотянул до своего аэродрома на истерзанной, не слушающейся руля машине. Парадокс, но за всё время Великой Отечественной войны Фёдоров был награжден лишь тремя орденами: двумя Отечественной войны 1-й и 2-й степени и ещё Александра Невского за формирование полка асов. В самом конце войны Фёдорова представили за обучение боевых лётчиков приёмам воздушного боя к ордену Красного Знамени, но награды этой он почему - то не получил. По официальным данным за время войны он совершил 120 боевых вылетов, провёл 20 воздушных боёв, сбил 17 самолётов лично и 2 в составе группы. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных и 1 групповую победы. ] За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Александра Невского ( 1943 ), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени ( 1943 и 1944 ), орденом Отечественной войны 2-й степени и 4-мя медалями: "За боевые заслуги" ( 3.11.1944 ), "За победу над Германией" ( 9.05.1945 ), "За освобождение Варшавы" ( 9.06.1945 ), "За взятие Берлина" ( 9.06.1945 ). После окончания Великой Отечественной войны, с 1 октября 1945 года по личной просьбе С. Лавочкина, Фёдоров был переведён из ВВС в Министерство авиационной промышленности. Работал лётчиком - испытателем на заводе № 301 в Химках. Одним из первых осваивая новую реактивную технику, первым облетал большинство послевоенных самолётов Лавочкина - 150, 152, 154, 156, 160, 174, 176, первым выполнил полёт на самолёте со стреловидным крылом ( Ла-160 ), установив в конце 1947 года Всесоюзный рекорд скорости, одним из первых катапультировался во внештатной ситуации из Ла-174 ( в серии Ла-15 ) и, наконец, первым осенью 1948 года достиг и превысил в пологом пикировании звуковой барьер на Ла-176. Скрупулезность, точность и честность в научных отчётах в то время особенно ценились, и, когда Лавочкину доложили, что звуковой барьер превзойдён, он приказал аттестовать трубку для замера сверхзвуковых скоростей, и уже с проверенной трубкой полёт выполнил Олег Соколовский. Этот полёт, выполненный 26 декабря 1948 года, и считается первым официальным сверхзвуковым полётом в СССР. В ходе испытаний реактивных самолётов Фёдоров превышал показания около 30 мировых рекордов для самолётов этого типа. Во время работы испытателем не раз попадал в труднейшие передряги. В книге "Лечу за мечтой", Игорь Шелест приводит один из таких эпизодов: "Году в 1948-м, при испытании одного из опытных реактивных истребителей Лавочкина, у Фёдорова произошел феноменальный случай. Он планировал на посадку. Вдруг наблюдавшие со старта заметили, как самолёт стал быстро крениться. Всё больше, больше... "Конец !" - обожгла всех мысль, когда машина и вовсе перевернулась на спину... Но нет. Будто подхваченный горизонтальным смерчем, истребитель вертанул крылом ещё резче и вышел в нормальное положение. Под ним оказалась бетонная полоса, и секундами позже он покатился по ней как ни в чём не бывало. Сперва никто не мог отделаться от мысли, что Женя - Ваня, как называли тогда Ивана Евграфовича товарищи, отчубучил на планировании перед самой посадкой непростительно дерзкий номер - бочку. Но выяснилось совсем иное. Как только он нажал на рычаг выпуска закрылков - щитков, как тут же почувствовал: самолёт резко устремился в крен. Фёдоров - отличнейший мастер высшего пилотажа, можно сказать, "воздушный акробат", не воспрепятствовал машине, уловив сразу же, что это не в его силах, а скорей рефлекторно помог ей без зарывания носа к земле закончить полный оборот. Пока самолёт "доворачивался" к нормальному положению, Фёдоров успел догадаться, что во всем виноват щиток - закрылок, и быстро перевёл кран в исходное положение. Самолёт тут же прекратил вращение. И всё это было выполнено поразительно точно и оказалось единственно правильным решением. Уже на земле, техник проверяя щиток - закрылок на левой плоскости, поддел его отверткой и тот выпав повис на петлях. Ушко тяги управления закрылком было сломано..." Однажды С. А. Лавочкина вызвали к Сталину, он взял с собой Фёдорова и в конце беседы представил его: "Это, товарищ Сталин, наш шеф - пилот. Отлично воевал, теперь испытывает наши реактивные машины..." - Что бы вы хотели ? - спросил Сталин. - Чтобы он стал Героем. Дважды уже представляли и всё безрезультатно ! - Что же, не беспокойтесь, разберёмся... 5 марта 1948 года за выдающееся лётное мастерство, проявленное при испытании новых типов самолётов, и за освоение высоких скоростей полёта, И. Е. Фёдорову было присвоено звание Героя Советского Союза ( "Золотая Звезда" № 8303 ) с вручением ордена Ленина. Кроме того, за испытания авиационной техники он был также награждён двумя орденами Красного Знамени ( 4.08.1948 и 1949 ), орденом Красной Звезды, несколькими медалями. В 1949 году Фёдоров закончил курсы лётчиков - испытателей МАП и до 1954 года находился на испытательской работе. 2 марта 1954 года полковник И. Е. Фёдоров был уволен в запас. Будучи на пенсии, был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени ( 1985 ), медалями. В 1955 - 1956 годах работал в редакции журнала "Международная жизнь", в 1956 - 1960 годах - ответственный референт спецотдела Управления делами МИД СССР. В 1960 - 1963 годах - сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР. Жил в Москве. Умер 12 февраля 2011 года, накануне своего 97-летия. Похоронен на Покровском кладбище села Алабино Наро - Фоминского района Московской области. Список всех известных побед
полковника И. Е. Фёдорова:
Мне часто присылают письма с вопросом: "Зачем Вы публикуете все эти "сказки" И. Е. Фёдорова ? Это всё - враньё !.." Я вовсе не утверждаю, что всё сказанное этим человеком - правда. Я просто публикую информацию о нём, взятую из открытой печати. При этом - информацию самую различную: как с положительными отзывами о нём, так и с отрицательными. Согласитесь, что каждый человек имеет право на своё собственное мнение по любому вопросу, даже если оно порой и неверное... Согласно энциклопедии "Авиация и Космонавтика" ( научное издание 1994 года ), в воздушных боях И. Е. Фёдоров сбил 49 вражеских машин лично и 47 - в составе группы. Это издание я держал в своих руках. Создавал энциклопедию большой коллектив авторов. Откуда они взяли эти цифры, я не знаю. Но уверен, что не из личных бесед с теми о ком писали ( иначе бы указали на 135 побед И. Е. Фёдорова ). Первую статью о И. Е. Фёдорове я увидел в журнале "Крылья Родины" ( № 4, 1977 ), то есть более 30 лет назад ( фото справа ). В то время никаких заметок о "запредельном" количестве побед этого лётчика не публиковалось. Но вот что интересно: уже тогда в ней указывалось на 23 победы И. Фёдорова в Испании ( ещё один самолёт посадил на свой аэродром ). А вот что пишет в своей заметке Юрий Смирнов ( "Крылья Родины", № 7, 2000 ):"В архивном личном деле № 8803 значится, что за время пребывания в Испании он "совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе". Практически те же цифры - 24 победы... Значит, вполне возможно, есть его личное дело № 8803 в котором указаны итоги боевой деятельности в Испании. Не думаю что всё это придумано, то есть номер личного дела ( № 8803 ), число указанных боевых вылетов, боёв и побед. Я живу далеко от Москвы, в "большой деревне" и не могу проверить всё это самым простым образом - обратиться в редакцию журнала, узнать адрес Юрия Смирнова и выяснить: в каком именно архиве он видел это личное дело... Предлагаю сделать это людям живущим в Москве и закрыть эту больную тему... Сам Иван Евграфович, в своём письме Главному маршалу авиации А. А. Новикову от 24 июня 1945 года, которое хранится в его личном деле, писал, что сбил в Великую Отечественную войну 17 самолётов ( 10 бомбардировщиков и 7 истребителей ) лично и 2 самолёта - в группе, а в Испании и Китае - ещё 18 самолётов. Судя по всему, эти цифры более всего соответствуют реальности. Поэтому, именно их я и поставил в таблицу побед лучших российских асов. В начале 2006 года писатель В. К. Шморгун выпустил в свет свою книгу "Красный сокол", посвящённую определённым этапам жизни И. Е. Фёдорова. Несмотря на некоторые ошибки в повествовании, которые сразу бросаются в глаза истинным любителям авиации ( даты пребывания в Испании различных лётчиков, марки некоторых самолётов, фамилии отдельных людей и так далее ), данная книга вызывает интерес описанием детства Героя, его предвоенной деятельности, некоторым событиям периода Великой Отечественной войны. Вдвойне приятно, что текст этой книги опубликован на страницах
всем известного сайта - |
"Лётчик - истребитель И. Е. Фёдоров" ( Лев Вяткин )
"Первый..." ( газета "Труд-7", Май 1998 год )
"Небесный вездеход" ( газета "Труд-7", Май 2000 год )
"Командир штрафников" ( "Совершенно секретно", № 6, 2001 год )
"Летающий штрафбат" ( Валерий Володченко )
Открытое письмо в редакцию газеты "Комсомольская правда"
Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |