![]() |
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953 |
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
лучшие истребители | лётчики-штурмовики | женщины-летчицы | |||||||||||||||||||||||||
Нормандия-Нёман | асы Первой мировой | снайперы ВОВ |
![]() |
Антилевский Бронислав Романович |
![]() Родился в июле 1916 года в деревне Марковцы Озерского уезда, в семье крестьянина. Окончил семилетку, а в 1937 году и техникум народно - хозяйственного учёта по специальности "экономист". 3 октября 1937 года в Красной Армии. С ноября 1937 года по июнь 1938 года учился в Монинском училище авиации особого назначения. В июле 1938 года младший командир взвода Б, Антилевский был направлен для дальнейшего прохождения службы стрелком - радистом дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф в 21-й дальнебомбардировочный авиаполк. Участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Воевал в составе 21-го ДБАП ( 27-я ДБАБ, ВВС Северо-Западного фронта ). Полк участвовал в боях с первого дня и понёс тяжёлые потери: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года потерял 11 самолётов в авариях и катастрофах, 3 бомбардировщика были сбиты, а 2 пропали без вести. 7 апреля 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, младший командир взвода Антилевский Бронислав Романович был удостоен звания Герой Советского Союза. В сентябре 1940 года поступил в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу. 5 февраля 1941 года ему было присвоено воинское звание "старший сержант". 8 апреля 1942 года после окончания авиашколы ему было присвоено воинское звание "Младший лейтенант". С апреля 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне. Служил в 20-м истребительном авиационном полку. Летал на истребителе Як-9. Участвовал в августовских боях 1942 года под Ржевом. 17 сентября 1942 года ему было присвоено воинское звание "Лейтенант". 15 декабря был назначен командиром звена. В феврале 1943 года основными направлениями боевых действий 20-го ИАП были Сухиничи и Спас - Деменск. Полк сопровождал штурмовики Ил-2 из 224-й штурмовой авиационной Жмеринской Краснознамённой дивизии и прикрывал наземные войска. В марте 1943 года 20-й ИАП оказался по соседству с формирующейся 303-й истребительной авиадивизией 1-й Воздушной армией Западного фронта и был включён в её состав. Вспоминает генерал - майор авиации Г. Н. Захаров: "В марте действия дивизии ограничились из - за плохой погоды. При низкой облачности бомбардировщики использовались редко, работали в основном штурмовики. Четвёрками, шестёрками, реже девятками эти трудяги войны, прижимаясь к земле, сновали через линию фронта и обратно, обрабатывая передний край противника, его тыловые объекты. Так что лётчики 20-го истребительного полка, имея большой опыт по сопровождению штурмовиков, сразу же включились в боевую работу и, несмотря на плохую погоду, защищая своих подопечных, часто принимали бой в невыгодных для себя условиях". 15 апреля 1943 года Б. Антилевский был назначен заместителем командира эскадрильи. В мае 1943 года командиром 20-го ИАП стал майор А. К. Петровец. Рассказывает Г. Н. Захаров: "Петровца я знал ещё по довоенным временам. Воевал он с первых дней и уже командовал полком. Во время одного воздушного боя Петровец был сбит, попал в плен. Когда группу военнопленных, в которой он находился, перевозили по железной дороге, он с товарищами разобрал пол вагона, и в образовавшийся пролом они по одному выскальзывали под идущий состав. Прижимаясь к шпалам, слушали, как удаляется стук колес. Так был совершён побег. После возвращения в действующую армию Петровец некоторое время находился на должности начальника учебного центра 303-й дивизии... Восстановить Александра Кузьмича в должности командира полка удалось не сразу. Однако командующий нашей армией Худяков поддержал меня, едва я предложил кандидатуру Петровца на должность командира 20-го истребительного полка. Под его командованием 20-й полк получил наименование "Смоленский", стал 139-м Гвардейским. Поставленные задачи полк выполнял надёжно, не раз получал благодарности от командования дивизии и армии. И больше, чем какой - либо другой полк в дивизии, 20-й полк имел благодарностей от бомбардировщиков и штурмовиков. У этого авиаполка была своя, весьма специфическая работа, которая во многом и определила его судьбу. 20-й истребительный специализировался на сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков. Слава лётчиков 20-го полка - слава негромкая. Их не особенно хвалили за сбитые самолёты противника, но строго спрашивали за потерянные свои. Они не были раскованы в воздухе в той мере, к какой стремится любой истребитель в открытом бою, не могли бросить "Илы" или "Петляковы" и очертя голову кинуться на самолёты противника. Они были телохранителями в самом прямом смысле этого слова, и только лётчики - бомбардировщики и лётчики - штурмовики могли в полной мере отдать им должное... Как командир дивизии я знал, какая нелёгкая работа выпала 20-му полку. Он вёл в чем - то противоречащие самому характеру истребителя оборонительные бои. Не каждый истребитель другого полка мог выполнять задачу по сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков с таким хладнокровием и выдержкой, как это делали лётчики 20-го полка. Не случайно этому полку при скромном балансе сбитых было присвоено звание Гвардейского. Свои задачи полк выполнял образцово, и в этой работе ему, пожалуй, не было равных в дивизии. В июле, когда начались бои на Орловском направлении, лётчики 20-го полка уже не имели передышки. Во главе со своим командиром они с утра до вечера находились в воздухе, надёжно охраняя подопечные "Пешки" и "Илы". 25 июля 1943 года Б. Антилевскому было присвоено звание старший лейтенант. А вскоре, 28 августа, он был сбит в воздушном бою и попал в плен. Приказом ГУК НКО СССР № 01866 старший лейтенант Б. Р. Антилевский был исключён из списков РККА как пропавший без вести. Осенью 1943 года под влиянием полковника РОА В. И. Мальцева он добровольно вступил в Российскую Освободительную Армию. В октябре 1943 года командир авиагруппы РОА полковник В. И. Мальцев объехал концлагеря, агитируя советских военнопленных вступать в РОА. В его обращении говорилось: "Я весь свой сознательный век был коммунистом, и не для того, чтобы носить партийный билет как дополнительную продовольственную карточку; я искренне и глубоко верил, что этим путём мы придём к счастливой жизни. Но вот прошли лучшие годы, побелела голова, а вместе с этим пришло и самое страшное - разочарование во всём, чему я верил и чему поклонялся. Оказались оплёванными лучшие идеалы. Но самым горьким было со знание того, что я всю жизнь являлся слепым орудием политических авантюр Сталина... Многие из вас помнят и знают меня по совместной работе. Так неужели же вы можете поверить, что я - изменник, германский наймит, шпион и всё прочее ? Пусть тяжело было разочарование в своих лучших идеалах, пусть лучшая часть жизни пропала, но остаток дней я посвящу борьбе с палачами русского народа, за свободную, счастливую, великую Россию". Работать с людьми полковник умел и перед пленными представал настоящим спасителем. В письме жене Мальцев рассказывал о встрече с двумя лётчиками, состоявшейся через пару дней после неудачного для них воздушного боя: "Они глядят на меня, как на человека, который должен сказать им что - то вразумительное и дать окончательный ответ, что делать дальше. Ну, поговорили, подумали, и ещё два сознательных врага Сталина появились в моём активе". После посещения Мальцевым только Лицманштадского концлагеря добровольцами записались почти 100 человек. С октября 1943 года завербованные лётчики стали собираться в Сувалках. Там они проходили отбор по профессиональным и медицинским показателям и подвергались обязательной проверке. К концу ноября авиагруппа была полностью укомплектована, и после 2-месячного восстановления сил бывших узников сочли готовыми к службе. Отобранные для переподготовки лётчики проходили обучение на базе Хильдешайм под Ганновером. Немалый упор при этом делался на знакомство вчерашних пленных с Германией, европейскими ценностями и образом жизни. Как вспоминал один из власовцев, их "размещали по 4 человека в комнате. Для каждого была отдельная кровать с постельным бельём и одеялом, выдавались 2 комплекта нового обмундирования и паёк по нормам Люфтваффе. Все добровольцы получали денежное содержание по 16 рейхсмарок в месяц". Хотя они и жили в казармах, пользовались достаточной свободой. Для них устраивали вечеринки с немецкими лётчиками, "пивные встречи" и знакомства с бюргерами. В Морицфельде под Инстербургом была сформирована 1-я эскадрилья "восточных лётчиков" ( 1.Ostflieger-staffel ), входившая в состав Вспомогательной ночной штурмовой группы "Остланд" 1-го воздушного флота Люфтваффе ( Erganzungsnachts - chlachgruppe Ostland ). Эскадрилья была оснащена трофейными самолётами советского производства У-2, И-15, И-153 и другими. Вскоре Б. Антилевскому был присвоен чин поручика РОА. С февраля 1944 года он участвовал в перегонах самолётов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях авиагруппы против партизан в районе Двинска. Группа выполнила на Восточном фронте около 500 боевых вылетов. О конкретном содержании боевых задач и результативности деятельности "Остланда" известно немного, однако её работа была достаточно высоко оценена. Ряд русских лётчиков за успехи в боях наградили Железными крестами, а в донесениях как власовского, так и германского руководства подчеркивались их высокая боеготовность и политический уровень. Группа потеряла в боях 3 самолёта. При этом, 9 лётчиков погибли и ещё 12 получили ранения. Никто не перелетел обратно к своим, чего так опасались немцы, не было случаев ухода и в последующем. 29 марта 1944 года в газете "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза капитаном С. Т. Бычковым и старшим лейтенантом Б. Р. Антилевским, в котором они утверждали, что "сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам". А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление: "Мы - капитан Семён Трофимович Бычков и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды". И Бычков, и Антилевский в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к вооружённой борьбе против сталинского режима, и в составе авиагруппы "Остланд" участвовали в боевых вылетах. После расформирования группы "Остланд" в сентябре 1944 года Б. Антилевский прибыл в Эгер. Принял активное участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС РОА. 1-й авиаполк ВВС РОА ( 1.Fliegerregiment ) был сформирован в Хебе. Его возглавил полковник РОА Л. И. Байдак, до революции служивший в авиации Российской империи и эмигрировавший после Гражданской войны. Перед Второй Мировой войной Байдак командовал 5-м авиаполком ВВС Югославии и прославился в воздушных гонках 1930-х годов. Немецкая сторона без задержки предоставила РОА аэродром, ангары, обустроенную базу и казармы, а также оружие, самолёты и горючее. Полк имел смешанный состав и состоял из 5 эскадрилий: истребительной ( 16 Ме-109G-10), штурмовой ( 12 Ju-87D ), разведывательной ( 2 Ме-109G-12, 1 Та-154, 2 Ме-262, 2 Fi-156 ), транспортной ( 2 Ju-52/Зm ) и учебно - вспомогательной ( 2 Ме-109, 2 Fi-156, 2 У-2, 1 Hе-111, 1 Do-17 ). 19 декабря 1944 года Б. Антилевский был назначен командиром 2-й штурмовой эскадрильи. Эскадрилья имела на вооружении 12 пикирующих бомбардировщиков Ju-87D. С учётом осложнявшейся ситуации на фронте её вскоре перенацелили на ночную работу, переименовав во 2-ю эскадрилью ночных штурмовиков ( Nachstchlahtstaffel 2 ). 4 февраля 1945 года на аэродроме в Хебе командующий РОА Генерал А. А. Власов устроил смотр авиации. 5 февраля 1945 года Б. Антилевскому было присвоено воинское звание "Капитан РОА". К этому времени он был награждён двумя медалями и именными часами, которые ему вручил генерал - лейтенант РОА А. А. Власов лично. 22 марта 1945 года печатный орган ВВС РОА журнал "Hаши крылья" писал: "Стоя плечом к плечу со свободомыслящим русским человеком и всем миром, открыто заявляем: мы, лучшие из лётчиков, вступаем в ряды РОА и даём торжественную присягу - все свои силы, а если понадобится, то и жизнь, от дать за освобождение нашей страны от большевизма. Мы ждём лишь приказа, чтобы взять в руки штурвал самолёта и направить наши машины в бой за светлое будущее". Эскадрилья Антилевского перебазировалась в Hемецкий Брод. 13 апреля 1945 года она выполнила первые боевые вылеты на поддержку наступления 1-й пехотной дивизии РОА на плацдарме "Эрленгоф" в районе Одера в полосе 119-го УРа 33-й армии 1-го Белорусского фронта. Однако более подробных сведений о боевой работе ВВС РОА по понятным причинам не осталось. 20 апреля. части РОА из Хеба и Марианске Лазне, находившиеся неподалеку от линии продвижения американцев, пешком направились на юг, оставив технику и самолеты на базах. 27 апреля части ВВС РОА на дороге между Цвизелем и Регенсбургом начали сдавать оружие американцам. Генерал - майор РОА В. И. Мальцев успел связаться с Власовым, предложив ему перелететь в нейтральную страну, Испанию или Португалию, где тот мог бы укрыться. К вылету был подготовлен Fi-156 капитана РОА Б. Антилевского, но Власов отверг эту мысль, сочтя невозможным покинуть свою армию в тяжелейшую минуту. 30 апреля 1945 года Б. Антилевский сдался в Лангдорфе американцам. Условия оказались не очень утешительными - начштаба XII корпуса 3-й американской армии бригадный генерал Ральф Канаян не имел полномочий вести речь о предоставлении политического убежища без санкции президента или Конгресса и предложил сдаться под своё личное обещание не выдавать их советским представителям. Власовцам не оставалось ни чего другого, как принять эти гарантии, надеясь на зреющие противоречия между союзниками. ![]() Не все из сдавшихся американцам разделяли эти надежды. Перед самым разоружением исчезли трое бывших белоэмигрантов, имевших опыт в таких делах и решивших полагаться на свою удачу. Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба так и не отыскались. Оставшиеся в Hемецком Броде власовцы продолжали боевые вылеты вплоть до первых чисел Мая. В эти дни солдаты 1-й пехотной дивизии РОА выступили на стороне восставших жителей Праги. Участвуя в уличных боях, части РОА блокировали аэродром Рузин, заставив немцев прекратить вылеты с него, и не допустив бомбардировок и разрушения Праги. Несколько вылетов немецкие лётчики всё же совершили, нанеся тяжёлые потери восставшим. Эти события не замедлили сказаться на отношениях авиаторов РОА с соседями - немцами, переставшими доверять "коварным русским". После шумного разрыва со вчерашними соратниками, власовцы бросили свои машины на аэродроме, сожгли запасы бензина и двинулись, куда глаза глядят. Большинство из них попали в плен советским войскам, лишь один из лётчиков всё же решился взлететь и покинул аэродром в неизвестном направлении. 12 июня 1945 года при попытке пробраться в Советский Союз Б. Антилевский был изобличён, арестован сотрудниками НКВД и предан суду военного трибунала. В материалах его следственного дела указывается: "Антилевский признан виновным в том, что, оказавшись в августе 1943 года в немецком плену, сообщил противнику известные ему сведения о расположении частей своей авиадивизии и марках самолётов, состоящих на вооружении части. В конце 1943 года добровольно вступил в Российскую освободительную армию ( РОА ), был назначен командиром эскадрильи и занимался перегонкой самолётов с немецких авиазаводов к линии фронта. Кроме того, подписал "воззвание" к советским гражданам, в котором возводилась клевета на советскую действительность и руководителей государства. Также неоднократно выступал по радио и в печати с призывами к советским гражданам вести борьбу против Советской власти и переходить на сторону немецко - фашистских войск. После капитуляции Германии пытался пробраться на территорию СССР при помощи фиктивных документов, выданных на имя некоего Березовского. На предварительном следствии и в судебном заседании Антилевский виновным себя признал. Хотя неоднократно имел возможность перелететь на самолёте через линию фронта в тыл Красной армии, либо в третью страну, не делал этого из - за боязни ответственности за содеянное. Награждался лично генералом А. А. Власовым двумя медалями и наручными часами. После капитуляции Германии, находясь в Чехословакии, вступил в лжепартизанский отряд, где получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского, с помощью которых пытался легализоваться в СССР. Преступная деятельность Антилевского в плену подтверждается показаниями свидетелей. У Антилевского изъяты справки, свидетельствующие о том, что некто Борис Березовский является членом партизанского отряда "Красная искра" и участвовал в боях с фашистами". 25 июля 1946 года военным трибуналом Московского военного округа на основании ст. 58-1 "б" УК РСФСР Антилевский Бронислав Романович был осуждён к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего имущества. Однако данных о приведении приговора в исполнение в деле нет [ Существует версия, что Б. Р. Антилевский в мае 1945 года сумел скрыться от советского правосудия на территории Испании, где был замечен в 1970-х годах ] Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1950 года Антилевский Бронислав Романович был лишён звания Герой Советского Союза, а также орденов Ленина и Красного Знамени. |
Авиация Генерала А. А. Власова.
"Соколы" Генерала А. А. Власова..."Герой без Золотой Звезды.Н а з а д
|
|
© 2000-2015 Красные Соколы При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна. |